Андрей Валентинович Лебедев, выдающийся знаток античной философии, переводчик знаменитых «Фрагментов ранних греческих философов», автор книги «Логос Гераклита. Реконструкция мысли и слова», сейчас читает курс «Теория эмоций в этике Аристотеля» в рамках программы «Лаборатории ненужных вещей» (записаться на него можно тут). КРОТ ценит эмоции, интересуется этикой и любит Аристотеля, поэтому совместно с «Лабораторией» мы будем публиковать записи лекций в виде подкастов (по мере поступления записей материал будет обновляться). Всем ἀρετή и εὐδαιμονία!
«Лаборатория ненужных вещей» — проект строго научный, но в то же время неформальный: семинары проводятся в обстановке, близкой к домашней, а читают их преподаватели лучших университетов, считающие науку не пыльной обузой, а живым и нужным делом. Университетская среда налагает на ученых ряд ограничений, от которых пространство «Лаборатории» позволяет избавиться, а посещать занятия может любой желающий. Семинары проводятся по философии, культурологии, филологии, антропологии и т.д., записаться на них можно на сайте «Лаборатории» (а также подписывайтесь на их соцсети, там вешаются анонсы и материалы семинаров: фб и вк).

Курс Андрея Валентиновича Лебедева посвящен двум сюжетам из аристотелевского наследия, наиболее актуальным для современной философии: этике и теории эмоций. Оба сюжета истолковываются в ходе углубленного чтения «Никомаховой этики», в которой достижение добродетели и совершенствование характера понимаются как воспитание чувств.

Лекция 1. Основные традиции античной философии: италийцы и ионийцы

— Совершенство ума и совершенство характера.
— Теория середины, μεσότης.
— Отношение Аристотеля к платоновской философии.
— Источники философии Платона.
— История философии у Платона и у Аристотеля.



Лекция 2. Обзор античных этических систем

— Два вида пантеизма — натуралистический (Демокрит, атомисты) и религиозно-нравственный (Гераклит, стоики).
— Гомология этики и метафизики.
— Курт Фриц: Антропологическая этика Аристотеля.
— Аристотелевский Сократ как первый чисто этический философ, без метафизической системы.
— Грегори Властос и «исторический Сократ».
— Почему в этике Аристотеля не встречаются метафизические конструкции ἐντελέχια, δυναμις.
— Виктор Ярхо и чувство стыда в античности.



Лекция 3. Продолжение обзора античных этических систем

— Пифагорейцы и Платон.
— Пифагорейцы и Алкмеон.
— Демокрит, Протагор и их роль в формировании антропологической этики.
— Цель добродетели у Платона и Аристотеля.
— Арете, телос, фроносис — изменение их соотношения в первых и последних книгах «Этики» Аристотеля.



Лекция 4. Типология античных этических систем

— Этика добродетели.
— Речь — слова — слоги — буква. Алфавитная метафора атомистов.
— Провиденциальные боги и антропологическая этика.
— Благосердие как центральное понятие этики Демокрита.
— Математический источник теории середины, μεσότης, у Демокрита и Аристотеля.



Лекция 5. Завершение типологии античных этических систем

— Аристотелевское разделение философов и богословов в античности.
— Метафизических этические системы: теономные, дуалистические, космологические.
— Антропологические этические системы: эмотивистские, логоцентрические, социологические.



Лекция 6. Сократовская и платоновская этика добродетели в сравнении с этикой Аристотеля. Главы 1–3 первой книги «Никомаховой этики»

— О пользе эволюционистского подхода Вернера Йегера к изучению Аристотеля.
— О различении теоретического и практического разума у Аристотеля.
— «Евдемова» и «Никомахова» этики.



Лекция 7. Главы 4–8 первой книги «Никомаховой этики» и аристотелевское понятие счастья

— Разделение психологического и морального гедонизма.
— Пифагор как недооцененный философ. Парменид как тень Пифагора.
— Проблема перевода термина προαίρεσις, о «воле» в философии Аристотеля.
— Общее между богом и богатством, δαίμων и εὐδαιμονία.