— Вы сейчас что-то записываете?
Если честно, то я всегда пишу. Просто не всегда получается, что это можно взять и просто так выложить. Многие вещи меня просто заставляют выкладывать — друзья, слушатели, которые сказали, что это круто. Я так не считаю. Я надеюсь, что кто-нибудь когда-нибудь это переработает и будет лучше. Я всегда говорю, что произвожу идеи, а не конечный продукт. До него мои потуги не дотягивают.
— Как обстоит ситуация с «Политтехно»?
Суть «Политтехно» состояла в том, что видеореплики, которые использовались в работе, были практически недоступны в сети. То есть, если Жириновский или Хакамада говорят «русские свиньи», то попробуй это найди в сети — этого до сих пор нет. Что я делаю: я записываю с телевизора и это уже в сети, хочешь или не хочешь. Вот и всё «Политтехно».
— Вы только на второй день фестиваля пришли или вчера тоже были?
На первом тоже был. Там был такой мужик… ну такой дяденька, который раньше был тетенькой. Играл он с тетенькой, которая раньше была дяденькой. И они вместе живут. И группа называется Genesis (Вишня произносит Дженéзис. — прим. КРОТ) не путать с Genesis (Джéнезис). Ребята совершенно потрясающие. Сейчас весь арт-рок перешел на новый формат. Вся такая музыка качественно изменилась: вот они играют, нормально так играют-играют, а потом ПАМС — и арт-рок! И это совсем другая группа. А потом опять нормально так играют, потом опять ПАМС — и опять арт-рок и Pink Floyd, а потом опять музон. А сегодня играла группа, которая играет арт-рок, арт-рок, арт-рок, а потом смурь, смурь, смурь, а потом заново арт-рок (по всей видимости, речь идет о The Sonic Codex Orchestra Эйвинда Орсета. — прим. КРОТ.). И очень мелодично причем. И вот эти два коллектива связывают сегодняшний и вчерашний день. Они в разной степени мелодичны при одинаковом количестве смури.
— А с визуальной точки зрения вам первая группа больше понравилась?
Вообще трансвестистов не люблю. Люблю натуралов. Понимаете, уж как-то привык. А я думаю, что эти люди вчерашние брали не личной жизнью, а конкретно тем, что умеют очень классно играть. Причем так, как у нас мало кто умеет.
— Что скажете о молодых ребятах, которые сейчас идут в рок?
Для таких ребят — это потратить время, которое они могли бы потратить на учебу. А это самое главное. Мне кажется, что обрести профессию — это важнее, чем прожить жизнь так вот, свободно. Ну так, в будущем больше пригодится.
— Что вас впечатляло последнее время?
Наверное, ничего. Нет уже ничего такого — уже понимаешь, что ты идешь на концерт, а там будут классные ребята, они все правильно сыграют, ни разу не слажают, все будет как надо. И теперь смотришь даже — и они превращаются из женщин в мужчин, из мужчин в женщин и это тоже как бы… помогает может быть, наверное, помогает. Но в принципе и так клево, больше не надо уже.
— Как вам район, в котором вы живете? Вставляет?
Я живу на Охте, этот район меня вставляет тем, что оттуда началась жизнь города, там стоял Ниеншанц, его разрушили и сейчас там хорошо. Там сгружали много трупов и со времен Петра I там большие захоронения. Охта на костях и при этом очень светлая. Много кладбищ, много парков. Я там катаюсь на велосипеде по ночам, дышу воздухом совершенно другим.
— А что вы думаете по поводу черной музыки, по поводу рэпа?
Я по поводу любой музыки думаю, что это хорошо и что она должна быть. В рэпе мне нравится качество. Вот которые мои друзья делают рэп — Каста, Шым, Кач, они делают очень качественно. Единственное, что мне не нравится их слушать — они же поют гнусавыми голосами про всякое говно. Но мне очень нравится качество, технологии, это вообще недосягаемое — как все такое прозрачное и как можно слушать при полном отсутствии художественного уровня, а это так впирает! Но вообще мне нравится как люди читают, я так не умею — нет ни дикции, ни импровизации.
— Больше хотелось бы услышать о качестве энергии — например, если брать кавказских ребят и чернокожих, их настоящесть.
В них больше буйства, они более опасные. Это все пахнет мускусом, это все не для того, чтобы слушать. Это надо смотреть. Смотреть и что-то понять. Но если нет ля-ля-ля, нет мелодической вставки, то мне это вообще непонятно. Мелодика мне ближе, у меня голос распевный, не такой брутальный.
— А как вы вспоминаете эпоху «Автоматических Удовлетворителей»?
Нормально, умирает Советский Союз, мы не знаем, что делать, делаем что-то и страшно всем очень — вдруг менты придут. Конечно, мы очень боялись, но от этого было и интересно. Это же наши свои такие гонки на скейтах, на роликах. Мы на этом не катались, просто записывали панк и боялись ментов. При этом мы были законопослушные, не брали взятки, поэтому остались бедными и попали под естественный отбор. Панки они же честно пели, что «черная икра, черная икра»...
— Что вы чувствуете сейчас, когда смотрите ролики времен «Популярной Механики», например ту запись, где вы в красном комбинезоне с гитарой?
Это во Дворце Молодежи было. Ну что я вспоминаю? Я вспоминаю лошадь, которая обкакала все Каспаряновские примочки. Действительно, как начались оркестровые вступления, лошадь испугалась и навалила, а крупом она стояла прям над примочками, а Каспарян как раз боялся, что она отдавит их, но она поступила более радикально. Мне сейчас почти полтос, а тогда было чуть-чуть за двадцать лет. Ну что я чувствую — рад прожитой жизни, рад, что случайно оказался в этой среде. Мог не оказаться и тогда бы вы меня встретили где-нибудь водителем трамвая. Я об этом всю жизнь мечтал, кстати. Это желание еще не пропало.
— Мутация, произошла с русским роком, — она жизнеспособная или тупиковая?
Сейчас задача у рок-музыки — в адаптации к нынешним условиям. А сейчас условия таковы, что никто уже всякое говно слушать не будет. И надо людям дать либо кусок качества, либо кусок мысли, либо кусок чего-то визуального, какой-то образ. Что происходит с роком — он хочет стать качественным. Зачем ему это надо — для того, чтобы его хоть кто-то начал слушать. Когда ничего не было вообще, рок канал за счет того, что просто давали то, чего нет вокруг. А сейчас уже «до свиданья, Вася» — включил интернет и нашел любую интересную тебе музыку. Попробуй еще заставь людей оторвать жопу от дивана и куда-то пойти. Значит, там должно быть интересно и прикольно. А вот приходишь на СКИФ. А здесь обычному человеку не подышать воздухом, невозможно, кондиционеров нет. Поэтому жопа от дивана отрывается с трудом. Хотя здесь тоже есть диваны, хорошие, удобные, но они только в ВИП-зоне. А люди в данный момент могут слушать в комфортных условиях в интернете то, что хотят. Захотел я послушать Procol Harum — и послушал любую песню. Это страшные условия. Это щелочь и кислота в одном флаконе для музыкантов. Поэтому музыканты должны очень сильно и качественно мутировать.
— А как вы оцениваете перемены, которые произошли со многими вашими знакомыми в диапазоне от Ника Рок-н-Ролла…
До Гребенщикова! А давайте так — просто все стали зарабатывать деньги как умеют. Вот даже Ник, он же может пойти куда-нибудь и сыграть — хоть на улице просто, шапку бросил и сыграл. А можно в клубе, но это ничем не отличается, я считаю. Сегодня вообще можно начать в «Яндексе» сбор денег и открыть трансляцию своего концерта. Четыре человека пришлют по сто рублей, четыреста рублей — покушал. Сейчас совершенно другое время, и сегодняшнее время нужно использовать по-сегодняшнему.
— Вы могли бы рассказать об истории создании песни «Я говно, ты говно, будущего нет»?
Эта песня не моя, а группы «Кофе», она записывалась в 1984 году. Я назвал одного человека покойного говном, а они на эту тему написали песню. Мы разругались, потом помирились, в итоге в сухом остатке осталась песня. Которую вы слышали, к сожалению. Сейчас бы, будь моя воля, вы бы ее не услышали.
— Почему? Это же лучший из всех возможных переводов слогана No Future на русский.
Да, но мы играли этот панк потому что мы дружили со Свиньей и со всеми панками, с Цоем, с Рыбой, и я считаю, что на нас просто не могло это не отразиться. И всегда приятно спеть какую-то песню, которая не отражает реалии жизни.
—А на концертах вы ее не играли?
Никогда. Я вообще пытался забыть, что она существует. Я вообще первый раз в жизни вышел на сцену со своими песнями на стадионе переполненном. Я понял после этого, что про говно нельзя петь — там были и детишки, девушки, которые несут цветы и их встречать таким словом… У меня никогда не было провокации, я вышел на сцену уже делая вид, что я весь такой из себя, в общем, не про говно. По крайней мере, я старался делать вид. А уж что у меня в жизни — это вообще никому неизвестно. Может быть, там вообще одно говно.